IMAG6224

Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. В повседневной…

12190817_944942628886199_6069947801081445338_n

Сделав благотворительное пожертвование в размере 150 грн. в пользу проекта «Перспектива 21/3″ вы сможете получить пособие «Учимся с радостью». Подробнее: по тел. (044) 592 28 83, или info@zeelandia.ua, или http://www.perspectiva21-3.com.ua/zamoviti-posibnik/…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

1.   Пониженный мышечный  тонус,  прописанный на генетическом уровне, тормозит движения руками, ногами, головой, туловищем. Это отрицательно влияет  на формирование  навыков крупной моторики. Крупная моторика – это ключевая сфера развития  каждого…

info_paket

В целях передачи накопленного опыта, как иностранного, так и полученного в результате работы Центра Раннего Развития, рады представить Вашему вниманию — информационный пакет для родителей. В который войдут: буклет «Синдром…

Главная / Отношения между особым ребенком и братьями и сестрами
Отношения между особым ребенком и братьями и сестрами

Отношения между братьями и сестрами это очень важная связь. Как правило, прочная, длящаяся всю жизнь. Это так же верно, даже если один из детей «особый». Братья и сестры «особого» ребенка развиваются вод влиянием уникальной братской связи со своей «особой» сестрой или «особым» братиком. Как правило, эта связь сосредоточена на способностях и слабостях «особого» ребенка.
Сознательно или нет, но от «нормального» ребенка мы ожидаем многого и очень рано. Например, чтобы он продемонстрировал независимость, рассудительность и внимательность. Как правило, «нормального» ребенка просят не создавать лишних проблем, чтобы не стать дополнительной нагрузкой. Кроме того от него ожидают, что он будет сопровождать, защищать и поддерживать своего «особого» брата или сестру.

И может случиться так, что из-за подобных ожиданий, потребности и делания «нормального» ребенка будут слегка «отодвинуты в сторону». И он может от этого страдать. Но большинство детей извлекают из этой ситуации определенную выгоду – они рано учатся проявлять свое терпение, приобретают мощные социальные навыки и большую зрелость.
Управление этими братскими отношениями для вас, родителей, является особенным вызовом. Как удовлетворить потребности и пожелания каждого ребенка? Ответ на этот вопрос для каждой семьи разный.


Отношения в детстве
Дети, которые живут со своим «особенным» братом или сестрой, как правило, развивают в себе высокие социальные навыки. Но, такая ситуация может стать стрессовой для некоторых из них.
Ребенок «особенный» требует большого внимания со стороны семьи, причем, на протяжении всей его жизни. Это отображается на повседневной деятельности: покупки занимают больше времени, место для отпуска должно быть адаптировано (например, пригодное для использования кресла-коляски), новые друзья должны быть осведомлены об «особенности» ребенка.
Для братьев и сестер «особенного» ребенка это своеобразный удар. Часто у них возникает чувство, что их замечают повсюду и что к ним прикованы взгляды других людей. Что бы это ни было – неприятие, недоверчивость или сопереживание (жалость) — «особенная» сестра или брат привлекают внимание, хотим мы того или нет.
К этому еще стоит прибавить, что они занимают специфическое положение в семье. Они одновременно находятся и на периферии и в центре семьи. Дети могут понимать, что их потребности «отложены в сторону» и чувствовать себя при этом заброшенными. Ведь вы, родители, неизбежно посвящаете больше времени и отдаете больше энергии их «особенной» сестре или брату. Безусловно, нелегко одинаково отвечать на потребности каждого из детей.
Помимо всего остального, они должны проявлять зрелость, самостоятельность и очень рано демонстрировать чувство ответственности. В большинстве случаев, дети готовы помочь, и оправдывают возложенные на них ожидания. Они «вытаскивают» лучшее из сложившейся ситуации. Исследования это доказывают: дети, которые растут вместе с «особенным» братом или сестрой, раньше приобретают навыки проявлять терпение по отношению к нему, уважать его слабости, помогать ему в быту, действовать самостоятельно, брать на себя ответственность, задавать ограничения (рамки). Их уважение по отношению к другому, их гибкость и терпимость намного выше среднего
Но случается, что эти «нормальные» дети живут в состоянии стресса – они приспосабливаются. «функционируют», но они постоянно испытывают чувство неудовлетворенности, и не имея возможности выразить свои негативные чувства такие как ревность и гнев, развивают в себе комплекс виноватости , который тормозит их личностное формирование и может привести к психоэмоциональным нарушениям.
Здоровое развитие «нормальных» детей в семье предполагает, что вся целостность их чувств будет принята во внимание. Нужно оставить место для проявления негативных эмоций (агрессии, ревности, стыда, гнева). Они так же важны, как и положительные эмоции, такие как любовь, внимание, привязанность, сопереживание, которые сопровождают братьев и сестер по жизни.

Будет ли ребенок развиваться позитивно, приобретая большую зрелость и больше социальных навыков, или он будет развиваться негативно, испытывая чувство вины и горечи, зависит от многих факторов. Семья в данном случае играет первостепенную роль. Если семья живет в радости и гармонии, не смотря на дополнительную нагрузку в лице «особенного» ребенка, сложившая ситуация будет рассматриваться братьями и сестрами не такой тяжелой и трудной.
Открытое и здоровое общение между братьями и сестрами так же позволяет смягчить сложившуюся ситуацию. Согласно рекомендациям специалистов, со стороны родителей будет разумно максимально подробно проинформировать своих детей об «особенности» их сестры или брата, уточнить причины, рассказать о предусмотренной в данном случае терапии и о возможных вариантах дальнейшего развития. Необходимо говорить с ними об их чувствах, их замешательстве (неловкости), обсуждать их проекты на будущее так же важно. Но как начать разговор, и какие слова подобрать? Иногда ответ приходит в процессе обсуждения со специалистом или с человеком, которому вы доверяете (психолог, специалист по планированию семьи).
Помимо понимания со стороны родственников и близких, открытость соседей и терпимость окружающего мира способствует положительному развитию детей в семье вне зависимости от того «особенные» они или «нормальные».
Для некоторых братьев и сестер обмен с другими детьми может стать хорошим способом, чтобы поделиться своими чувствами, проявить свои эмоции, узнать что-то новое. Обмен информацией между семейными парами может помочь затронуть некоторые деликатные проблемы, возникающие за пределами семьи.
Чтобы нормально развиваться, детям имеющим «особенного» брата или сестру иногда нужно побыть наедине со своими родителями и стать объектом их 100%-ного внимания.
Подробную информацию о возможностях доверить своего особенного ребенка специалистам, которые могут временно за ним присмотреть, можно в разделе «Связи»

Краткое резюме: для того чтобы побуждать ваших детей к установлению хороших братских связей поощряйте общение!
Предоставляйте им возможность:
• задавать вам вопросы и искать информацию об «особенности» сестры или брата
• говорить между собой («особенность» не является запретной темой)
• выражать свои чувства
• искать собеседника для доверительных бесед за пределами семьи
• развивать позитивное отношение
• иметь свои интересы и хобби
• разделять важные моменты жизни с вами
• избавиться от чувства вины
• принимать участие (при необходимости) в группе взаимопомощи


Отрочество
В период отрочества все меняется. Это переломный период, период переориентации, иногда даже мятежа. Этот период в жизни ребенка часто приводит к потрясениям в отношениях внутри семьи.
Переходной возраст без потрясений невозможен, ведь «на повестке дня» изменения эмоциональные, сексуальные, физиологические. Юность, а точнее половая зрелость это сложный период для молодых людей, которые должны и управлять изменениями своего тела и найти свою новую личность взрослого. И этот процесс закономерен не только для «нормальных» детей.
В этот момент жизни отношения между «особенным» братом или сестрой меняются. Братья и сестры находятся перед лицом нового вида независимости и ответственности, как внутри, так и вне семьи. И занятым самими собой, им становится сложно заниматься еще и «особенной» сестрой или братом. Сложность состоит еще и в том, что «особенный» ребенок, как правило, так же входит в период полового созревания и так же переживает подобные потрясения.
Напряженность и конфликты
Сложившаяся ситуация может привести к напряжению и конфликтам в семье. Возможно, что во время этого периода, братья и сестры уходят на определенную дистанцию (отдаляются), начинают внезапно стыдиться, находят поведение своего «особенного» брата или сестры неудобным. Это связано с тем, что «особенные» юноши и девушки в период полового созревания отличаются неадекватным, с точки зрения общества, сексуальным поведением. Это вызвано тем, что они не так хорошо осведомлены о социальных нормах и правилах (таких как сдержанность, скромность) и выражают свои внезапные чувства слишком прямолинейно и спонтанно.
Может случиться, так что у «нормального» ребенка установится определенная форма страха. Взрослеющие братья и сестры очень часто боятся, что «особенность» их брата или сестры станет непреодолимым препятствием на пути поиска партнера или определит вектор всей их жизни.
Ас другой стороны, исследования показывают, что более 80% братьев и сестер считают, что жизнь  в семье с «особенным» ребенком пошла им на пользу. В основном, они имеют в виду развитие своих социальных навыков, формирование открытого и позитивного отношения к людям с потребностями.  Ежедневный жизненный опты с «особенным» ребенком  и развитие собственной независимости так же были позитивно оценены взрослеющими братьями и сестрами.
Умение молодых людей хорошо управлять своими отношениями с их «особенным» братом или сестрой зависит от разных факторов таких как:
•    умение испытывать и признавать чувства, как позитивные, так и негативные по отношению к своему «особенному» брату или сестре
•    умение показывать заинтересованность (не преувеличенную) в деятельности «особенного» ребенка
•    умение сформировать самовосприятие вне зависимости (обособлено) от «особенного» ребенка
•    умение открыто обсуждать с друзьями «особенность»
Очень важно для всех молодых людей и братьев и сестер «особенного» члена семьи иметь возможность управлять своими чувствами и раздражением, и рассчитывать на поддержку со стороны общества.
Запомните, вас, как родителей, период взросления ваших детей обязывает задаться вопросом отделения от семьи  и ухода из семейного очага.
Как ему или ей позволить встать на собственные крылья, каким способом, внутри какой структуры( учреждение или что-то другое)? Этот этап подлежит  тщательному обсуждению и планированию.  Ведь этот шаг важен не только для «особенного» человека, которого это непосредственно касается, но и для вас родителей, и для братьев и сестер.


Взрослый возраст
С течением лет отношения между братьями и сестрами становятся мене сильными. Но, в семье, в которой есть человек «особенный», его братья и сестры на протяжении всей жизни остаются очень важными лицами.
Для родителей, живущих с «особенным» ребенком, его переход во взрослую жизнь не такой как у других. Конечно, «особенный» ребенок имеет право на свою жизнь, свою самостоятельность и свою свободу. Но в той или иной форме он останется гораздо более зависимым от своего окружения нежели другие дети. Как правило, «особенные» взрослые живут под попечительством,  и чаще всего в роле опекунов выступают их родители.
Эту ответственность можно разделить. Братья и сестры, рано или поздно начинают играть в этом свою роль. Именно поэтому очень важно обсудить этот вопрос в семье заранее. Это нелегко.
Часто у родителей возникает дилемма. С одной стороны, они не хотят нагружать братьев или сестер новыми обязанностями и возлагать на них тяжелое бремя ответственности. С другой стороны, они надеются, что братья и сестры позже сменят их и поддержат «особенного» ребенка, когда родители не смогут это делать самостоятельно.
В некоторых семьях вопрос разделения ответственности обсуждают очень рано. В других выжидают. В этом вопросе нет правил. Но две вещи остаются важными и неизменными.
Первая – передать эстафету от родителей к братьям и сестрам буде гораздо легче и естественнее если между детьми существуют сильные  и прочные отношения
Вторая – рано или поздно этот вопрос все равно возникнет. Например, родители сами могут нуждаться в помощи и дополнительном уходе, соответственно, они не смогут более брать на себя ответственность по уходу за своим «особенным» ребенком.


Сделать пожертвование Задать вопрос Подписаться
Добавить в Twitter