IMAG6224

Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. В повседневной…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

С сегодняшнего дня в Центре Раннего Развития ВБО «Даун Синдром» начались занятия для детей 6-8 лет в группе «Познайка». Программа рассчитана на один год, и имеет целью формирование у ребенка…

12190817_944942628886199_6069947801081445338_n

Сделав благотворительное пожертвование в размере 150 грн. в пользу проекта «Перспектива 21/3″ вы сможете получить пособие «Учимся с радостью». Подробнее: по тел. (044) 592 28 83, или info@zeelandia.ua, или http://www.perspectiva21-3.com.ua/zamoviti-posibnik/…

info_paket

В целях передачи накопленного опыта, как иностранного, так и полученного в результате работы Центра Раннего Развития, рады представить Вашему вниманию — информационный пакет для родителей. В который войдут: буклет «Синдром…

Главная / Информация для родителей / Для чего нужны пиктограммы?
Для чего нужны пиктограммы?

Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

«Общаться» картинками, специальными графическими знаками- пиктограммами, с помощью которых можно составить целое сообщение, педагоги нашего центра учат детей уже раннего возраста, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

 У детей с синдромом Дауна процесс коммуникации происходит с некоторыми трудностями.

Способность использовать устную речь, а иногда и понимать ее ограничивается в связи с:

    • низким тонусом артикуляционных мышц и анатомических особенностей строения речевого аппарата, а также нарушением телесной чувствительности, что мешает ребенку контролировать движения органов артикуляции;
    • снижением слуха, что мешает воспринимать речь окружающих;
    • возможными проблемами со зрением, из-за которых ребенок не может четко видеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей;
    • нарушением функции щитовидной железы, которое может влиять на тембр, темп и высоту голоса.

Поэтому очень часто в общении с детьми с ограниченными коммуникативными возможностями, в том числе и детьми с синдромом Дауна, используют жесты и символические обозначения (рисунки, фотографии, знаки, пиктограммы):

    • как средство временного общения (пока ребенок не научится выговаривать слова),
    • для сохранения у ребенка мотивации говорить в перспективе;
    • как средство постоянного общения для ребенка, который не может использовать устную речь;
    • для исправления  и развития психических функций (внимания, памяти, мышления).

pic

 Основная особенность пиктограмм от других знаковых систем – это контрастное (черно-белое) изображение без каких-либо отвлекающих визуальных элементов, что позволяет ребенку легче воспринимать изображение.

В работе с пиктограммами недостаточно только показывать их ребенку, важно формировать у ребенка  связь между символом и его значением, а именно, устанавливать связь между пиктограммой и конкретным действием, событием. Также большую роль играет место расположения пиктограмм, это должна быть основная зона пребывания ребенка. Это даст возможность ребенку с синдромом Дауна без каких-либо затруднений использовать пиктограмму в случае необходимости.

Пиктограммы бывают:

  • знаково-символические изображения (геометрические фигуры, стрелки),
  • конкретные предметы,
  • сюжетные картинки, которые указывают на конкретное действие или чувство.

Пиктограммы классифицируют по сферам их использования на: общие знаки взаимопонимания с окружающими, распорядок дня, состояние  здоровья, личная гигиена, еда, одежда, предметы обихода, транспорт, погода, чувства, действия, качества.

В повседневной жизни ребенку с синдромом Дауна пиктограммы помогают формированию социально-бытовых навыков:  организации собственного пространства ребенка, ориентации во времени, а главное в общении с окружающими: дома, в детском саду, школе, магазине, кафе. Дают возможность выразить свои чувства и первостепенные  потребности: холодно, больно, хочу пить, хочу в туалет, играться.

В учебном процессе помогают в организации занятий, а также осваиванию определенного материала, например, понимания смысла и значения слов, овладения навыка чтения, изучения стихов.

Также при помощи пиктограмм обозначают распорядок дня и правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой. Так, например, большинство учеников 4-го класса школы для детей с особенными потребностями свободно ориентируются в структуре учебного дня, понимают последовательность его составляющих: урок, перемена, обед, игра.  И когда, утром, дети заходят в класс и рассматривают пиктограммы установленные учителем над доской, они определяют для себя самые интересные моменты в структуре дня.

«Правильное, целесообразное и систематическое использование методики Пиктограммы в работе с детьми с синдромом Дауна, обязательно принесет  результат» — заверяет координатор-методист школы для детей с особенными потребностями «Перспектива 21-3» Наталия Лищук.

Обеспечения детей с синдромом Дауна, которые не могут говорить, такими  средствами альтернативной коммуникации может существенно поднять уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение, предоставить им возможность почувствовать себя полноценными личностями.

И главное помнить, что общение –это не только слова, а и другие способы выражения своих мыслей, эмоций, чувств.

Примеры пиктограмм: http://downsyndrome.org.ua/library/uploads/education/icons.html

Сделать пожертвование Задать вопрос Подписаться
Добавить в Twitter

Добавить комментарий

Имя (обязательно)
E-mail (не публикуется) (обязательно)


шесть + 4 =