Форум. Дети как дети, только с синдромом Дауна: Добукварные навыки - Форум. Дети как дети, только с синдромом Дауна

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Добукварные навыки Развитие фонематического слуха

#1 Пользователь офлайн   Jane_S 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 3 141
  • Регистрация: 19 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Днепропетровск
  • Имя ребёнка:Олег
  • Дата рождения ребенка:26-04-2004

Отправлено 03 Март 2010 - 11:45

Ребята, кто сейчас на этапе подготовки к школе, к чтению? Кто уже прошел этот этап?
Давайте вместе разберёмся, что такое добукварные навыки. Я уже несколько дней занимаюсь этим вопросом.
Насколько я поняла к добукварным навыкам относятся понятия:
- гласные, согласные буквы;
- твёрдые, мягкие звуки;
- звонкие, глухие звуки;
- положение буквы в слове;
- определение количества слогов в слове и т.д.

Вот нашла неплохой сборник домашних заданий.
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.

От автора:

Цитата

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

При логопедическом обследовании дошкольников специалистами нередко выявляются дети 6—7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: [В] — [В'], [Б] — [П], [3] — [Ж] и т.д.); неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии).


Нам в садике сейчас дают задания на определение положение буквы в слове (вначале, середине, конце), а также твёрдый или мягкий звук. Олегу сложно выполнять эти задания. Я чуствую, что ему требуются дополнительные занятия по овладению этими навыками, поэтому роюсь в инете в поисках хороших рабочих тетрадей и методических рекомендаций.

#2 Пользователь офлайн   света 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 8 188
  • Регистрация: 19 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Киев
  • Имя ребёнка:Вера
  • Дата рождения ребенка:04-02-2008

Отправлено 03 Март 2010 - 13:22

Я и не слышала такого понятия, как добукварные навыки.
Кошмар, сколько мне ещё нужно узнать и многому научится :lol:/>/>/>

Просмотр сообщенияJane_S (3.3.2010, 11:45) писал:

Нам в садике сейчас дают задания на определение положение буквы в слове (вначале, середине, конце), а также твёрдый или мягкий звук.


это всем деткам перед школой такое нужно знать?

Я помню, меня мама читать научила (стояла с палкой надо мной) и отправила в школу. Может в садике дети такое учили, я в садик не ходила. Среди всех я одна в классе только читать умела.
Изображение

Изображение

Изображение


Продам одяг своїх дітей http://www.kidstaff....nts-172539.html

#3 Пользователь офлайн   Jane_S 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 3 141
  • Регистрация: 19 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Днепропетровск
  • Имя ребёнка:Олег
  • Дата рождения ребенка:26-04-2004

Отправлено 03 Март 2010 - 14:19

Это входит в обязательную программу логопедических групп и групп ЗПР. Я помню, что мы в школе составляли схемы слов. Так что это стандартная практика. Не волнуйся Света, всё прийдёт само собой и не будет казаться кошмаром. Сейчас я могла бы успокоиться и не заморачиваться, выполнять домашние задания с Олегом и всё, но хочу создать ему хорошую основу для дальнейшей учебы. Тем более год у нас сейчас очень важный начинается. Вполне вероятно, что через полтора года Олег пойдёт в школу.

#4 Пользователь офлайн   Julia Skripka 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 419
  • Регистрация: 03 Август 09
  • Пол:Женщина
  • Имя ребёнка:Сергей
  • Дата рождения ребенка:14-09-2002

Отправлено 03 Март 2010 - 14:43

Просмотр сообщенияJane_S (3.3.2010, 11:45) писал:

Нам в садике сейчас дают задания на определение положение буквы в слове (вначале, середине, конце), а также твёрдый или мягкий звук. Олегу сложно выполнять эти задания. Я чуствую, что ему требуются дополнительные занятия по овладению этими навыками, поэтому роюсь в инете в поисках хороших рабочих тетрадей и методических рекомендаций.

Жень, у на с этим тоже довольно сложно, плюс к фонематическим еще и физиологические проблемы со слухом (у Серого действительно снижен слух в результате секреторного отита). Отталкиваюсь от того, что дети с СД лучше всего обучаются с наглядной опорой (слух - не наш канал получения информации :lol:/>/>/>). Так как осваивать буквы начали в этом учебном году, а глобальное чтение давно в нашем арсенале, создаем свою "Сергійкову абетку", где есть буква, картинка и текст к ней, ну вот, например "Бабуся. Бабуся добра.Бабуся бавить Іванку", по нему уже и двигаемся дальше, то есть не столько звук определяем, сколько букву ищем, но я при этом говорю "де слово починаеться на "Б"?(а не "бе"), де "Б" заховалось в середині?...." ну ты и сама знаешь как дальше :D/>/>/> понятие слог, звук, склад, а еще фонема можно :)/>/>/> - мне кажется это немного не про детей...не про дошкольников...но если есть программа сада...надо думать...полагаю, что зрительная основа должна помочь, плюс если еще и выделить букву...не давать ребенку задание придумать слово, а самой предлагать ему как можно больше слов, игра "На....начинается, на ....заканчивается" тоже в этом может помочь, опять же если слова писать, составлять по буквам, как в "Висилице" :D/>/>/>, то можно и усложнить со временем "на ...начинается, ..в середине, на...заканчивается"....


:D/>/>/> а вообще, не пора ли в пединститут, в аспирантуру ? :D/>/>/> :D/>/>/>
0

#5 Пользователь офлайн   Jane_S 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 3 141
  • Регистрация: 19 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Днепропетровск
  • Имя ребёнка:Олег
  • Дата рождения ребенка:26-04-2004

Отправлено 03 Март 2010 - 15:36

Цитата

:D/>/>/> а вообще, не пора ли в пединститут, в аспирантуру ? :D/>/>/> :D/>/>/>

Да уж, Юля. :D/>/>/> Это точно. А что делать? Только себе родимой доверяю воспитание ребёнка :D/>/>/>

Спасибо, Юля, за подсказку. :lol:/>/>/> Попробую добавить зрительную основу. Возможно, Олегу всё сразу станет очевидно. Я то, когда произношу слово, тут же вижу его картинку в уме. А он ещё нет.

А когда вы выяснили про сниженный слух?

#6 Пользователь офлайн   Julia Skripka 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 419
  • Регистрация: 03 Август 09
  • Пол:Женщина
  • Имя ребёнка:Сергей
  • Дата рождения ребенка:14-09-2002

Отправлено 03 Март 2010 - 16:04

Просмотр сообщенияJane_S (3.3.2010, 15:36) писал:

А когда вы выяснили про сниженный слух?
Замечать стала еще в конце лета, а зимой сделали аудиограмму....:lol:/>/>/> теперь пытаемся сделать все возможное, чтоб избежать операции по удалению аденоидов или пробиванию барабанной перепонки :D/>/>/>
0

#7 Пользователь офлайн   Julia Skripka 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 419
  • Регистрация: 03 Август 09
  • Пол:Женщина
  • Имя ребёнка:Сергей
  • Дата рождения ребенка:14-09-2002

Отправлено 03 Март 2010 - 16:18

Просмотр сообщенияJane_S (3.3.2010, 15:36) писал:

Да уж, Юля. :D/>/>/> Это точно. А что делать? Только себе родимой доверяю воспитание ребёнка :D/>/>/>

Спасибо, Юля, за подсказку. :lol:/>/>/> Попробую добавить зрительную основу. Возможно, Олегу всё сразу станет очевидно. Я то, когда произношу слово, тут же вижу его картинку в уме. А он ещё нет.

Женя, я тоже....вот и в школу решила не идти, будем дома учиться, а социализироваться в других местах :D/>/>/>

А вообще, понаблюдай за Олегом. Ведь каналов для получения информации у человека столько же, сколько органов чувств, еще есть кинестетическое чувство, чувство собственного движения. И у каждого человека один из каналов является ведущим. То есть, кому-то, чтоб запомнить, воспринять важно один раз увидеть, чем сто раз услышать, кто-то не запомнит пока не подвигается или не подвигает (карточки, например), я вот в детстве стихотворения только на ходу учила, кто-то должен пощупать...психологи давно уже говорят о том, что можно значительно улучшить качество обучения, если предлагать детям информацию в зависимости от их типа восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический) плюс подкреплять обучение обращением ко всем органам чувств, а наши сады-школы по прежнему только к слуху да зрению обращаются...хотя для дошкольника и младшего школьника воспринять - это значит не просто увидеть, а скорее подвигать, изменить, что-то сделать..а услышать - это позже...
0

#8 Пользователь офлайн   anmina 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 94
  • Регистрация: 28 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Луцк
  • Имя ребёнка:Миша
  • Дата рождения ребенка:20-11-2004

Отправлено 03 Март 2010 - 17:11

Просмотр сообщенияJane_S (3.3.2010, 11:45) писал:

Ребята, кто сейчас на этапе подготовки к школе, к чтению? Кто уже прошел этот этап?
Давайте вместе разберёмся, что такое добукварные навыки. Я уже несколько дней занимаюсь этим вопросом.
Насколько я поняла к добукварным навыкам относятся понятия:
- гласные, согласные буквы;
- твёрдые, мягкие звуки;
- звонкие, глухие звуки;
- положение буквы в слове;
- определение количества слогов в слове и т.д.

Вот нашла неплохой сборник домашних заданий.
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.

От автора:


Нам в садике сейчас дают задания на определение положение буквы в слове (вначале, середине, конце), а также твёрдый или мягкий звук. Олегу сложно выполнять эти задания. Я чуствую, что ему требуются дополнительные занятия по овладению этими навыками, поэтому роюсь в инете в поисках хороших рабочих тетрадей и методических рекомендаций.



Нам логопед ще в кінці минулої весни задавала додому грати в гру " злови букву(звук) ". На початку гри сказати яку букву( звук) будемо ловити, мама говорить ряд букв (читайте звуків), а дитина має хлопнути в долоні, коли почує потрібну букву. Мені здається ця гра - це початок до визначення в майбутньому місця букви в слові.
Так от, спочатку в Міши не виходило грати вцю гру. Але потім я її трошки переробила. Казала, зараз буде летіти комарик "ЗЗЗЗ", як почуєш, плескай в долоні, лови його. І перераховую звуки. В нього стало виходити, при цьому він отримував масу задоволення. По черзі хотів грати, правда сам називав, і всерівно ще сам ловив і звуків дуже мало інших називав, в основному, які ловив. До всіх звуків можна придумати якусь тварину, якщо не звуконаслідування, то просто звук з якої починається назва тварини. Мені здається можна й на диференціацію твердий - мякий цю гру переробити. Зараз будеш ловити маленького комарика "зь", або великого"з".

Тоді ж нам логопед задавала, щоб Міша придумував слова, на задану букву. Казала що при цьому можна користуватися картинками опорами. Але ми якось без картинок грали цю гру. Хоча треба було б. Ще самі собі придумали гру "Летить ворона", йдемо по вулиці я кажу: " Летить ворона. Каррр,карррр. Бачить, на дереві вісить буква ".....(раніше сама казала букву, тепер Міша придумує)". Взяла букву і просить: "Міша скажи мені яке небудь слово на букву".."." А доречі місцезнаходження букви теж Міша називає і каркає. Одне слово обовязково придумає . Зараз вже прошу ще друге назвати.

Перший звук в слові більш менш добре визначає . Спочатку я говорила так: "Зззззуб". А зараз просто кажу слово і він в основному визначає.

Я думаю для того, щоб добре визначати положення букви в слові, потрібно спочатку добре потренуватися окремо визначення першої букви в слові, називання слів на задану букву, потім окремо визначення останньої букви в слові.

Мені здається, що коли починати визначати місце букви в слові теж треба казати "Жжжжжаба", "коржжжжжж", " коззззззак".

Визначати звуки в кінці слова, положення звуку в слові ми ще не пробували .
0

#9 Пользователь офлайн   Julia Skripka 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 419
  • Регистрация: 03 Август 09
  • Пол:Женщина
  • Имя ребёнка:Сергей
  • Дата рождения ребенка:14-09-2002

Отправлено 03 Март 2010 - 21:51

Класно, дуже образно в ігрі...
це дійсно важливо- робити маленькі кроки, спочатку навчитись просто чути звук, потім находити слова, що починаються на певний звук (букву), потім, що закінчуються, середина - то вже вищій пілотаж :lol:/>/>/> та щеб добре було бути впевненим, що дитина орієнтується в таких поняттях, як початок-кінець-посередині-попереду-за та ін.
0

#10 Пользователь офлайн   Jane_S 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 3 141
  • Регистрация: 19 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Днепропетровск
  • Имя ребёнка:Олег
  • Дата рождения ребенка:26-04-2004

Отправлено 04 Март 2010 - 09:53

Дякую, дівчата за допомогу! Олег зараз легко називає першу та останню букву в слові (крім останньої голосної, перед якою стоїть приголосна). Потім я запитую "Раз буква К перша, значить вона...", Олего продовжує "на початку слова". Саме в цьому у нас зараз труднощі. Олег не співвідносить поняття "перший, останній" з поняттями "на початку, в кінці". У першому занятті книги, на яку я давала ссилка, дається завдання на ці поняття:


Цитата

Задание 2. Дидактическое упражнение «Репка».

Взрослый читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллюстрации в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомендуется в пассивном и активном словаре ребенка уточнить и закрепить следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.

Для этого взрослый задает ребенку вопросы: Кто тянул репку первым! Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.


Так що будемо тренуватися.

Цитата

Мені здається можна й на диференціацію твердий - мякий цю гру переробити. Зараз будеш ловити маленького комарика "зь", або великого"з".

Так, само анологія твердого та м'якого звука з великим та меленьким "чимось, відповідно до букви" дуже добре допомагає Олегу.

#11 Пользователь офлайн   ЛеВик 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 053
  • Регистрация: 12 Август 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Киев
  • Интересы:Фитнес, вязание
  • Имя ребёнка:Леонид
  • Дата рождения ребенка:17-08-2008

Отправлено 04 Март 2010 - 13:22

Jane_S, Julia Skripka, anmina, барышни я вами восхищаюсь. Мы еще маленькие для таких занятий и не знаю, что я буду делать, когда надо будет давать все эти понятия,наверно буду перечитывать и применять ваши посты, вы молодцы!!!
0

#12 Пользователь офлайн   anmina 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 94
  • Регистрация: 28 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Луцк
  • Имя ребёнка:Миша
  • Дата рождения ребенка:20-11-2004

Отправлено 05 Март 2010 - 15:22

Згадала ще одну гру на диференціацію твердий-м"який звук, яку нам радила грати логопед.

Постукти по твердому ( стіл,шафа...) "т,т,т,т", а потім по м"якому (крісло, диван, подушка) "ть, ть, ть, ть". Думаю так і з іншими приголосними можна грати.
0

#13 Гость_Гость_Манюня_*_*

  • Группа: Гости

Отправлено 15 Май 2010 - 17:34

Какие согласные твёрдые, а какие- мягкие?
0

#14 Пользователь офлайн   Jane_S 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 3 141
  • Регистрация: 19 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Днепропетровск
  • Имя ребёнка:Олег
  • Дата рождения ребенка:26-04-2004

Отправлено 17 Май 2010 - 07:50

Почти все согласны бывают твёрдые и мягкие.
Буква Т даёт два звука: "Т" (твёрдый) и "ТЬ" (мягкий). Аналогично с буквами Н, Д, З, Г и т.д. "Картина" - "ТЬ" (мягкий), "Тарелка" - "Т" твёрдый.
Есть буквы, которые дают только твёрдые или только мягкие звуки. Например Ц, Ш - всегда твёрдые. Щ - мягкая.

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей