Форум. Дети как дети, только с синдромом Дауна: Знания и умения для детей 3 - 6 месячного возраста - Форум. Дети как дети, только с синдромом Дауна

Перейти к содержимому

Данный раздел форума закрыт.

Вы можете задать вопрос специалистам Центра раннего развития ВБО "Даун Синдром", кликнув по иконке
Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Тема закрыта

Знания и умения для детей 3 - 6 месячного возраста

#1 Пользователь офлайн   jallo 

  • Активный участник
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 35
  • Регистрация: 27 Апрель 10
  • Пол:Женщина
  • Город:Киев
  • Интересы:Люблю свою работу!!!!!

Отправлено 23 Май 2011 - 12:47

Уважаемые родители!На интересующий вас вопрос отвечает педагог ВБО"Даун Синдром" по раннему развитию Вавилова Н. Н.


Вы уже очень многое делаете для своего ребенка и ваш малыш молодец!!! Хочу поподробнее остановится на важных умениях, которые формируются в этом возрасте.

Лежа на животе, ребенок учится вначале опираться на локти обеих рук, потом, опираясь на один локоть тянуться за игрушкой: сначала вперед, потом в сторону, а потом в сторону и вверх. Ребенку легче это сделать, когда он лежит на мягкой поверхности и труднее, когда лежит на твердой. Упрощать задание (лежать на мягком ) можно, когда малыш совсем маленький, и только учится лежать на животике, удерживая головку). По мере взросления, мы выкладываем ребеночка на более жесткую поверхность (пеленальный столик). Когда ребенок лежит на животике, следите, чтобы он опирался ногами о поверхность, а не приподымал их вверх (лодочкой), иначе ему будет трудно подымать плечи, голову, опираться на локти. Если он приподымает, легонько прижимайте верхнюю часть ног (бедра) к поверхности на которой ребенок лежит. Когда малыш научился опираться на локти обеих рук, потом на один - он учится опираться на выпрямленные руки. Во время формирования этого навыка укрепляются мышцы рук и спины. Опора на выпрямленные руки – это начало формирования мелкой моторики рук, поскольку все движения формируются от центра к периферии, и от крупных - к мелким. Опора на выпрямленные руки и прогиб спины, укрепляют мышцы спины, «готовясь» к положению сидя, а потом стоя. Ребенок, который в положении лежа на животе, хорошо прогибает спину, стоя, опираясь на ступни, может ровно ее удерживать. Зная этот аспект, мы будем более настойчивы, когда выкладываем ребенка на живот, а он не хочет. Помня, что умения, в положении лежа на животе, играют важную роль в дальнейшем развитии крупной моторики. Ребенку может быть действительно тяжело удерживать это положение, в связи с особенностями, которые характерны для детей с синдромом Дауна: гипотония, гипер подвижность суставов. Но если вы заинтересуете своего малыша, то он более охотно будет удерживать это положение. Положив его на пол, лягте напротив него, лицом к лицу, и играйте в этом положении, или же, положите ребенка на стол, лицом к краю стола, так, чтобы вы смогли, присев, видеть лицо малыша, а он – ваше. Можно лечь обоим на пол, перед зеркалом и играть. Если ребенку тяжело опираться на выпрямленные руки, вначале можно поддерживать под грудь, поддерживая интерес удерживать это положение. Когда малыш опирается на обе руки, учим, опираясь на одну руку, другой тянуться за игрушкой.
Можно делать упражнение «тачку» - мы удерживаем туловище ребенка, а он опирается только на руки. Когда он может удерживать некоторое время это положение, мы стимулируем переносить вес тела на одну и другую руку, как «мишка», а потом делать «шаг» на руках.
Когда мы учим ребенка новому движению, важно на начальном этапе давать много поддержки, чтобы у ребенка получалось – он хотел еще и еще делать, а в этом делании укрепляются мышцы и ребенок со временем уже сам сможет делать это движение. Важно, по мере того, как ребенок учится, уменьшать свою помощь и тем самым, увеличивая самостоятельное выполнение.
Для развития общей моторики детей с синдромом Дауна большую роль играет «физкультура», которую родители могут делать каждый день – это упражнения о которых я говорю, и это упражнения, которые покажет массажист.
Мышцы живота и спины хорошо укрепляются в положении лежа на боку. Играйте с ребенком в этом положении, стимулируйте ударять по игрушке в этом положении.
Во время переворотов со спины на живот и обратно, учите ребенка делать это целенаправленно – переворачиваться за игрушкой.
В положении лежа на спине, стимулируйте ребенка ударять по игрушкам, которые висят на расстоянии вытянутой руки, тянуться за ними, тянуться к лицу взрослого, который наклонился над ребенком. Если ребенку трудно поднять руку и удерживать в этом положении то мы помогаем, придерживая за плечи руками. Когда ребенок легко это делает, стимулируйте тянуться правой рукой влево и наоборот, пересекая среднюю линию туловища. Эти умения развивают моторику рук, целенаправленные движения, двустороннюю координацию, формируют стабильность туловища.
Еще одно важное умение в положении лежа на спине - поднимать ноги, отрывая копчик от поверхности. Если ребенок поднимает ноги, не отрывая копчик от поверхности, то можно подкладывать свернутое валиком полотенце, или садиться напротив ребенка так, чтобы подложить свои колени под копчик малыша. Это упражнение укрепляет мышцы живота. Ну и конечно же, важно, чтобы ребенку хотелось это делать: снимите памперс, стимулируйте брать ножки в рот, оденьте на ногу яркие носочки, можно полосатые (хорошо если это будут желто-черные полоски), прикрепите к ножкам ремешок с бубенчиками.
Когда вы делаете упражнения на мяче, следите, чтобы ребенок опирался о ваши колени или об пол ступнями полностью, и учился отталкиваться, когда вы опускаете его ножками вниз.
Когда меняете памперс, подымайте не обе ноги, а поочередно по одной. Тем самым мы развиваем повороты туловища (ротацию) и стабильность.
Носите ребенка спиной к себе и лицом к окружающим, или, если вы держите сбоку, то обязательно следите, чтобы ножки были вместе и даже получится чуть наискосок, нежели они будут врозь у вас на бедре.

Очень хорошо, что ваш малыш рассматривает ручки, придерживает обеими руками бутылочку, складывает ручки в замочек, держит в руках погремушку.
Стимулируйте ребенка (привлекая внимание ребенка с помощью звучания) рассматривать предмет, который он держит в руках.
Давайте удобную для захвата игрушку в две руки, чтобы ребенок имел возможность держать игрушку обеими руками, приподымать ее, рассматривать. Вначале формирования умения ребенку будет легче это сделать, полусидя в автомобильном кресле или другом приспособлении, в котором возможно положение полусидя.
Ребенок начнет тянуть игрушки в рот, и это говорит о нормальном развитии сенсорного восприятия малыша. Давайте возможность ему это делать.
К концу 5 месяца (когда сформируются предыдущие навыки, о которых я писала) начнут формироваться следующие:
- тянуться за интересующей игрушкой;
- перекладывать игрушку с руки в руку;
- играться бумагой;
- одновременно держать в руках две игрушки (минимум 5 сек.)

Важно помнить, что главное не своевременное формирование навыка (согласно возрастным «нормам»), а соблюдение последовательности формирования – от простых, к сложным, и полноценное формирование каждого навыка!

То, что ребенок плохо следит за игрушкой, может быть вызвано несколькими причинами.
Вначале проверьте зрение.
Проследите, как ребенок фиксирует взгляд на вашем лице и на игрушке.
Если ребенок хорошо фиксирует взгляд на вашем лице, пускай прослеживает за его движением, а потом, держа игрушку возле лица, привлекать на нее внимание и медленно ею двигать.
В связи с тем, что детям с синдромом Дауна нужно время чтобы среагировать на игрушку, и время на ответную реакцию (следить за игрушкой) они иногда не успевают за нашим темпом. И даже, если ребенок концентрирует внимание, прослеживает, но по дороге «теряет», то привлеките еще раз внимание к игрушке и продолжите игру. Двигайте игрушку медленно, прослеживая реакцию ребенка.

Очень важно помнить про время на реакцию и медленные темпы восприятия, поскольку именно эти аспекты влияют на восприятие информации (и еще - все, что ребенок слышит нужно подкреплять зрительным восприятием, тактильным и перцептивным – увидеть, пощупать и ощутить телом).

И все же любое взаимодействие должно начинаться с установления зрительного контакта (на уровне лица ребенка посмотреть глаза в глаза)!!! Затем сказать и показать жестом главное слово или слова в предложении, которое вы говорите, и обязательно – дайте время, чтобы ребенок среагировал. И только после этого можно повторить то же, но только не переусердствуйте с повторениями. Два повторения вполне достаточно. Те жесты, которые вы будете использовать, как вспомогательное средство в общении, в ближайшем будущем станут доступным инструментом для общения вашего ребенка, развивая активный словарь! А когда ребенок будет готов говорить, слова сменят жесты, как в свое время ходьба сменила ползание. Но умение высказать то, что он хочет, спросить, попросить, желание общаться, активный словарь существительных, глаголов, и других частей речи ОСТАНУТСЯ!
То, что касается бесконечного звучания речи, лично я, против. Поскольку, слушая речь как фон, дети со временем начинают на нее реагировать, как мы, взрослые, реагируем на гул за окном, или постоянное звучание музыки – отстраняемся от этого шума и уж точно не прислушиваемся к каждому слову. Дети начинают меньше реагировать на поток слов и начинают реагировать на обстоятельства. Так, например, надевая каждый раз на прогулку желтенький комбинезончик, ребенок начинал оживляться при его виде – он понимал – пойдем гулять, а ему это очень нравилось. Но когда он подрос и ему перестали его одевать, то он перестал оживляться, когда мама подходила к столу с другой одеждой и говорила что пойдем гулять. А если мама перед тем, как идти гулять, посмотрит в глаза, дотронется и скажет «Женя, идем гулять» и покажет жест «гулять», то со временем ребенок начнет четко реагировать на обращенную речь, а не на обстоятельства, предметы, одежду, которая может смениться. А когда малыш подрастет он и сам сможет хорошо знакомым и доступным ему способом, сообщить маме, что он хочет гулять.

И еще один важное умение, которое развивается у ребенка с рождения – это умение слушать и реагировать вначале на звук, а потом на слово. Последовательность возникновения:
-прислушивается к звучанию колокольчика;
-прислушивается к голосу взрослого;
-прислушивается к пению, музыке;
-исчет источник звука, поворачивая голову за звучанием (помните о времени на реакцию- очень часто детям всего лишь нужно время, чтобы повернуть голову!)
Умея это, ребенок учится поворачиваться лицом к тому, кто говорит; внимательно слушать; по разному реагировать на разный тон говорящего; выполнять простые указания; откликаться на имя.

Что касается приема лекарств, я не могу вам ничего рекомендовать, так как не являюсь врачом. Могу только сказать из личного педагогического опыта, что дети с синдромом Дауна развиваются и те, которых не стимулируют медикаментозно, и те, которых стимулируют. Как педагог, я не вижу различия в развитии, в связи с приемом лекарств. Что видят медики, я не могу сказать. Единственное, на мой взгляд, показание медикаментозного лечения, это проблемы со здоровьем, которые могут быть у ребенка, помимо синдрома.
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Тема закрыта

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей