IMAG6224

Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. В повседневной…

12190817_944942628886199_6069947801081445338_n

Сделав благотворительное пожертвование в размере 150 грн. в пользу проекта «Перспектива 21/3″ вы сможете получить пособие «Учимся с радостью». Подробнее: по тел. (044) 592 28 83, или info@zeelandia.ua, или http://www.perspectiva21-3.com.ua/zamoviti-posibnik/…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

1.   Пониженный мышечный  тонус,  прописанный на генетическом уровне, тормозит движения руками, ногами, головой, туловищем. Это отрицательно влияет  на формирование  навыков крупной моторики. Крупная моторика – это ключевая сфера развития  каждого…

info_paket

В целях передачи накопленного опыта, как иностранного, так и полученного в результате работы Центра Раннего Развития, рады представить Вашему вниманию — информационный пакет для родителей. В который войдут: буклет «Синдром…

Главная / Архив новостей 2011г. / Синдром Дауна: принять всем сердцем
Синдром Дауна: принять всем сердцем

Синдром Дауна: принять всем сердцем

«Аргументы и Факты. Здоровье», № 41 от 11 октября 2011 года

В Израиле люди с синдромом Дауна успешно ухаживают за больными и профессионально выполняют домашние работы, в Голландии – с удовольствием работают официантами, а в Испании – эффективно трудятся в сельском хозяйстве. В цивилизованных странах они получают профессии. А в Украине почему-то все уверены, что люди с таким расстройством психики — серьезные инвалиды.

IMG_2979 «В Голландии детей с синдромом Дауна уже с 12 лет готовят к будущей профессии. Например, после школьных занятий подростки идут в соседний супермаркет, где учатся правильно расставлять продукты на полках. Другие дети учатся убирать территорию церкви, а кого-то готовят к офисной работе, — рассказывает педагог Наталия Лищук, координатор проекта «Перспектива 21/3». – Разумеется, не у всех детей с синдромом Дауна получается то или иное дело: все они очень разные, как и обычные дети. Поэтому будущие работодатели заранее приглядываются к способностям детям и после окончания школы забирают их к себе на работу. Например, в Голландии я видела оркестр, где играют около 150 человек с самыми разными психическими отклонениями – в том числе с синдромом Дауна. Этот коллектив опекает сама королева».

Отстали на сорок лет

А что происходит в Украине? Пообщавшись со специалистами, понимаешь, что украинцы в своем отношении к людям с синдромом Дауна отстают от развитых стран лет на сорок. Да, благодаря наличию дополнительной хромосомы такие дети медленнее развиваются, им труднее даются знания и все же большинство из них могут научиться ходить, говорить, читать, писать и делать большую часть того, что умеют делать обычные дети.

«В Украине 80% детей с синдромом Дауна попадают в Дома ребенка. Сегодня эти учреждения находятся в ведении Министерства здравоохранения и, к сожалению, их специалисты практически не занимаются образованием детей с синдромом Дауна, — рассказывает Сергей Курьянов, президент Всеукраинской благотворительной организации «Даун Синдром», основанной в 2003 году родителями детей с данной патологией. - По официальной статистике в Украине ежегодно рождается более 420 детей с синдромом Дауна. Сегодня даже врачи рекомендуют родителям передавать таких малышей на попечение государства. А если родители оставляют их в семье – бросают вызов обществу… К сожалению, ни одна семья в Украине так и не усыновила ребенка с синдромом Дауна в течение, наверное, последних 75 лет. При этом иностранные семьи буквально стоят в очереди на усыновление украинских малышей с синдромом Дауна».

Семьи, которые могли бы поддержать детей с данной патологией, сталкиваются с   «запущенностью» их развития. Если на сорок детей с синдромом Дауна в интернате приходится один воспитатель, о каком качественном развитии может идти речь? Нередко эти дети в возрасте 3-5 лет даже не ходят… Но так происходит в Украине, в развитых странах – знают: люди с синдромом Дауна могут сами зарабатывать себе на жизнь и могут жить отдельно, хотя им и нужна некоторая поддержка. Кстати, согласно последним исследованиям люди с синдромом Дауна в среднем живут 65 лет.

«Положение таких детей в последние 10-15 лет сильно изменилось, — рассказывает Сью Бакли, директор научно-исследовательских программ Международного Фонда содействия образованию людей с синдромом  Дауна (Великобритания), усыновившая много лет назад девочку с синдромом Дауна. - Почти все дети с данной патологией идут в обычные детские сады, потом переходят в общеобразовательные школы, где получают дополнительного педагога, который помогает им учится. Как показывают многолетние исследования, развитие детей с синдромом Дауна, учившихся в обычных школах, к подростковому возрасту опережает развитие своих сверстников, учившихся в специализированных интернатах или на дому, на 2-3 года. Такие дети очень хорошо подражают другим и поэтому важно, чтобы ни находились в среде людей с высоким интеллектом».

Поверить в себя

«Изучая украинский и зарубежный опыт обучения детей с синдромом Дауна, я пришла к неутешительному выводу: в Украине вообще нет достойных обучающих методик для таких детей, — считает  Наталия Лищук. — Как же отдавать этих деток в школу, как их учить? Их боятся даже педагоги. Такие дети в украинских школах просто сидят за партами, по-настоящему их образованием никто не занимается. А для детей с синдромом Дауна необходимо наглядное обучение. Информацию на слух они воспринимают очень плохо».

Обучение требует неоднократного повторения. Для развития имеет большое значение насколько рано детей стали учить, какие рядом были специалисты — пока они не пошли в школу в 7-8-летнем возрасте. Ведь готовность к школе — не умение читать и писать, а развитие памяти, мышления, речи, умение ориентироваться в социальной среде. Все это в равной степени важно и для детей с синдромом Дауна, и для обычных детей.

«В украинской общеобразовательной школе очень сложные программы, очень быстрый темп обучения. Не всякий обычный ребенок может усвоить программу на достаточном уровне, — рассказывает Наталия Лищук. — Думаю, что детям с синдромом Дауна будет очень тяжело учиться в обычной школе. К тому же многие учителя не умеют эмоционально принять такого ребенка… Ему надо особое сопровождение – и психолога, и социального педагога. Рядом должен находится ассистент учителя – чтобы повторять информацию».

Особенность детей с этой патологией – боязнь всего нового. И то, с чем они раньше не сталкивались, — делать не будут. От того, что вызывает трудности –тоже отказываются. Таким детям необходимо постоянное ощущение успеха, важно поверить в себя… Например, им очень тяжело дается письмо. Таким необычным детям трудно ориентироваться на плоскости. Тетрадка в клеточку очень сложна для их восприятия. Поэтому педагоги увеличивают в тетрадках клетки до трех сантиметров…

Раньше считали, что такие дети вообще не поддаются обучению, не знали как их учить. Сейчас ситуация меняется. Детей с синдромом Дауна на улицах появляется все больше. А ведь прежде многих из них родители скрывали. «Недавно я узнала, что у нас по соседству жила девочка с синдромом Дауна, но ее никто не видел в течение 25 лет, — рассказывает Наталия Лищук. – Кстати, по моим наблюдениям, родители, рано начавшие заниматься развитием своих детей, получают впечатляющий результат: и не скажешь, что у малышей — синдром Дауна. Все зависит от семьи».

Не крест, не безнадега, а большое счастье

«Ребенок с синдромом Дауна может быть огромным счастьем для семьи – не безнадегой, не крестом, который надо нести по жизни, — подчеркивает Татьяна Михайленко, директор программ раннего развития. — Такой ребенок будет развиваться, делать свои первые  шаги в жизни — как и обычный ребенок. Но для этого в нашей стране надо сделать очень много, ведь пока синдром Дауна окружает стигма. Вы же знаете, что Даун – это ругательное слово… Так происходит от незнания. Даже врачи и педагоги очень мало знают об этом синдроме.

Но у людей, столкнувшихся с такими детьми, уходит страх и приходит понимание… Даже у молодого поколения отношение к детям с синдромом Дауна другое, более открытое. Вот, например, в детском саду малышам вообще все равно: есть в их группе ребенок с синдромом Дауна или нет – в отличие от взрослых. Если дети могут вместе играть, если им интересно – больше ничего и не нужно. Это у взрослых почему-то нет желания принимать людей, которые от них отличаются. А таких особенных детей надо не на словах принимать, а сердцем».

Подготовила

Ольга Волошина

Сделать пожертвование Задать вопрос Подписаться
Добавить в Twitter

Один комментарий на “Синдром Дауна: принять всем сердцем”

  1. Алла:

    Спасибо за статью,может хоть после нее у моей свекрови поменяеться мнение о таких детках,она как раз читает «Аргументы и Факты».))))

Добавить комментарий

Имя (обязательно)
E-mail (не публикуется) (обязательно)


− семь = 0