Центр раннього розвитку ВБО «Даун Синдром» запрошує у команду корекційного педагога. Опис вакансії Вимоги: вища освіта зі спеціальності «Дефектологія» (освіта «корекційний педагог» буде перевагою); досвід роботи з дітьми з особливими освітніми…

IMAG6224

Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. В повседневной…

12190817_944942628886199_6069947801081445338_n

Сделав благотворительное пожертвование в размере 150 грн. в пользу проекта «Перспектива 21/3″ вы сможете получить пособие «Учимся с радостью». Подробнее: по тел. (044) 592 28 83, или info@zeelandia.ua, или http://www.perspectiva21-3.com.ua/zamoviti-posibnik/…

info_paket

В целях передачи накопленного опыта, как иностранного, так и полученного в результате работы Центра Раннего Развития, рады представить Вашему вниманию — информационный пакет для родителей. В который войдут: буклет «Синдром…

silver_coin

Приглашаем Вас принять участие в благотворительном проекте «Серебряная монетка», который был организован совместно с УкрСиббанк. Цель проекта — сбор средств для комплексной диагностики и консультирования детей с синдромом Дауна и…

Главная / Информация для родителей / Жесты, как средство коммуникации для детей с синдромом Дауна
Жесты, как средство коммуникации для детей с синдромом Дауна

Коммуникация между людьми осуществляется при помощи: вербального общения (устной речи) либо невербального (жестов, мимики, телодвижений, символов).

Устная речь это сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Ее разделяют на:  импресcивную (сенсорную) речь –восприятие и понимание речи, и экспрессивную (моторную) речь – произнесение звуков речи самим человеком.

Очень часто общение с помощью устной речи у ребенка с синдромом Дауна происходит со значительными трудностями, и тогда ее дополняют альтернативными средствами общения, как правило,  жестами и пиктограммами.  Данные средства в общении с детьми с синдромом Дауна используют одновременно с устной речью, если же ребенок  не может владеть устной речью, тогда  оставшиеся альтернативные средства временно или навсегда ее полностью заменяют.

Роль невербальных средств общения для детей с синдромом Дауна очень значима. При неумении или неспособности использовать устную речь и неимении возможности донести свои мысли или выразить свои чувства другим может вызвать  у ребенка с синдромом Дауна скованность, неловкость, отчужденность, страх, враждебность. И наоборот  овладение такими средствами невербального общения, как жесты помогает  смягчить стрессовые ситуации, вызванные проблемами  общения. Использование жестов поможет ребенку с синдромом Дауна не только развить способность к коммуникации, но и пополнить словарный запас, получить определенные знания.

Чаще всего именно ладони и руки — это первые части тела, которыми начинает управлять маленький ребенок. Поэтому использование жестов возможно уже в самом раннем возрасте, даже с грудными детьми, что в будущем поможет сократить разрыв между импрессивной (пассивной) и экспрессивной (активной) речью ребенка.

Основные принципы  использования жестов, которые должны соблюдаться при работе с детьми с синдромом Дауна:

  • систематичность: жесты, которым обучен ребенок, должны использоваться в повседневной жизни регулярно;
  • конкретизация: один жест — одно понятие или действие;
  • ассоциативность: жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;
  • общедоступность: всем окружающим, особенно близким ребенка, важно понимать жесты, которые использует ребенок, и реагировать на них.

При обучении жестовой коммуникации ребенка с синдромом Дауна обязательно нужно помнить:

  1. При обучении жесту обязательно побуждать ребенка произносить слова. При выполнении жеста взрослый должен «проговорить» его — произнести значение каждого  жеста. Также когда ребенок обращается с жестом к взрослому, последний должен прокомментировать его.
  2. Когда выполняется жест и одновременно произносится слово, нужно держать визуальный контакт с ребенком.
  3. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь, а именно выполнить движения своими руками при этом взяв руки ребенка в свои, если ребенок не может сделать его сам.

В Центре Раннего Развития ВБО «Даун Синдром» специалисты используют систему  общепринятых и общедоступных жестов, которые могут быть понятны человеку не имеющего специального образования.

В основном это жесты рук, которые обозначают либо предмет, либо действие, которые имеют непосредственное отношение к ребенку.

На занятиях педагоги Центра изучают, а потом используют  жесты,  значение которых важно (интересно) для ребенка, вначале, это простые предметы (что ребенок чаще всего видит) и действия (что ребенок чаще всего делает).

жесты1  жесты2

Также для детей младшего возраста жесты используются не для всех слов, а только главных в предложении. Например, на вопрос : «Хочешь пить?» — используется жест «Пить», или, при утверждении : «Идем домой», используется только жест «Дом».

Постепенно ребенок освоит жесты, из которых он сможет выстроить небольшие фразы или предложения, например: «Пойдем туда». Просьба «Дай мне» выполняется несколькими жестами «Дай», «Мне»,  «Название предмета».

Свою оценку жестовой коммуникации, а также некоторые рекомендации по ее использованию дает логопед  Центра Раннего Развития ВБО «Даун Синдром», Ольга Мороз:

«В Центре Раннего развития мы активно используем  жесты, так как это средство коммуникации всегда доступно и всегда с ребенком. В основе жеста лежит движение различных частей тела: чаще всего рук и головы. В отличии  от  жестов, обычные телодвижения не несут в себе смысл (определенное значение), разве что улучшение физических характеристик определенного действия, и выполнение которых  можно сравнить с ЛФК. А главная особенность и важность жестов в том, что с помощью них ребенок с синдромом Дауна осознает, что может влиять на окружающих, меняя тем самым обстоятельства вокруг себя.

Дети, которые активно используют жесты, менее капризны, так как их просьбы понятны  для окружающих. Такой ребенок достаточно хорошо реализует себя в социальном плане (может сообщить о физиологических потребностях, обратиться с просьбой), что очень важно для психологического здоровья ребенка.  Также использование жестов способствует развитию  планирующей  функции речи, программированию высказывания во внутреннем плане.»

Практические советы родителям формирования жестовой среды для ребенка с синдромом Дауна:

  • Применяйте жесты в каждой жизненной ситуации: прием пищи, одевание, игра, прогулка.
  • Используйте жесты во время игры с ребенком. Очень полезны ролевые игры с использованием жестов:  «Доктор»,  «Магазин», «Дочки- матери». Собираясь читать или петь с ребенком, продумайте заранее, для каких слов вы будете использовать жесты.
  • Привлекайте к жестовой коммуникации  как можно больше людей из окружения  ребенка: родственников, друзей, соседей, вашего лечащего врача. Планируйте регулярные встречи для близких на которых вы будете обсуждать коммуникацию ребенка и учиться жестам сообща. Идеально,  когда неговорящий ребенок с синдромом Дауна растет в среде, где все его близкие люди могут использовать жесты.
  • Изготовьте специальные жестовые пособия: это может быть фотоальбом важных для ребенка людей и вещей с картинками или описанием соответствующих к ним жестов.  Жестовые плакаты или жестовые книги с разными темами, которые интересны ребенку. Ими  всегда можно воспользоваться, если кто-то забыл какой-нибудь жест.
  • Чем чаще Вы используйте жесты,  тем легче их выучить Вам и ребенку. Используйте жесты на часто повторяющиеся действия.
  • Не перегружайте ребенка информацией, изучайте жесты соответственно темпу Вашего ребенка (1 жест в день или 1 жест в неделю) и придерживайтесь его, и тогда интерес к коммуникации у ребенка  пересилит страх сделать ошибку.
  • Важно дать ребенку время, и он обязательно вступит  в жестовую коммуникацию.

И  помните о главном принципе взаимодействия с ребенком: «Учимся с радостью»!

Сделать пожертвование Задать вопрос Подписаться
Добавить в Twitter